воскресенье, 9 июля 2017 г.

Дороги и путешествия на Руси

По дорогам ездят все: по автомобильным трассам, проселочным дорогам или автобанам. Для кого-то поездка по ним – романтическое путешествие, для кого-то – тяжелая работа. Мы привыкли их ругать - вместе с теми, кто их строит и тех, кто за них отвечает. А потому интереснее узнать, как же передвигались люди раньше – лет так 100 или 200, а то и тысячелетия назад?

Появление первых дорог в истории человечества относят к 4-му тысячелетию до нашей эры! Собственно и возникли они тогда, когда появилась необходимость в передвижениях людей или грузов, с развитием торговли.

В древней Руси для этих целей широко использовались реки – они служили основными линиями передвижения воинов, путешественников,  товаров, а потому на берегах судоходных рек образовывались поселения, где можно было и отдохнуть, и продать свой товар (такова была, например, история рождения Торжка). И даже после появления сухопутных дорог водные пути долго оставались главными транспортными артериями.

Точную дату появления первого сухопутного дорожного пути на Руси назвать не может никто. Примерный период ее зарождения относят к 6-9 векам. Историки утверждают, что начиналась она в Суздале и простиралась до реки Москва. Москва, как столица Русского государства, действительно стала точкой, из которой лучами расходились дороги в разные концы. И некоторые улицы столицы стали называться по направлениям дорог: Тверская – дорога шла в Тверь, Дмитровская – в Дмитров, Смоленская – в Смоленск.

В 1516 году князем Василием III, отцом Ивана Грозного, был учрежден Ямской приказ – государственный орган, контролирующий почтовую и грузовую перевозку. Слово «ям» происходит от татарского «дзям» — «дорога». Пути между городами разбивались на 40-50 верст (1 верста – 1,067 км), по некоторым сведениям - чаще. В этих точках находились почтовые станции или дворы – так называемые ямы, где дежурили ямщики, обязанные иметь самое меньшее по 3 лошади. Ямщики занимались перевозками почты, грузов, людей от одного яма к другому. На почтовой станции можно было отдохнуть, перекусить, на некоторых даже поспать.

Скорость передвижения ямщиков ограничивалась правилами (вот оно – рождение ПДД!): в осеннее время ямщики могли возить «обыкновенных проезжающих» по восемь верст в час, в летнее - десять, а в зимнее, по санному пути - двенадцать. В тоже время эти правила не распространялись на курьеров и фельдъегерей, которые «имеют быть возимы столь поспешно, сколько сие будет возможно».

Обычная скорость днем и ночью составляла около ста верст в сутки. Но, договариваясь с ямщиками, путешественники проезжали по зимней дороге в сутки и по двести верст. В общем, от пяти до семи суток требовалось путешественнику, чтобы добраться из Санкт-Петербурга в Москву!

Как известно, пути и направления становятся дорогами после облечения их в дорожные одежды. Можно ли назвать дорогами пути, по которым ездили ямщики? Вряд ли! В основном это были дорожные полосы, полученные осушением грунта и укреплением труднопроезжаемых мест бревнами.

«…Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи
Заснуть минуты не дают…» - вот такое интересное описание мы встречаем у  А.С. Пушкина в его романе «Евгений Онегин».

Дороги из щебня и камня стали появляться во времена строительства дороги из Санкт-Петербурга в Москву - в 18 веке. Интересный факт: уже тогда при строительстве дорог использовались аналоги катков, трамбующих дорожное покрытие! Потом для строительства дорог стали использовать бетон. А уже в начале 20 века была разработана первая производственная инструкция по устройству покрытий с применением «битумных» вяжущих материалов  - аналог современного асфальта.

Скульптурная композиция
"Ямщик и двойка лошадей" (Долгопрудный)
Выезжая сегодня на автобусе за пределы своего поселка или города, вы вряд ли вспомните, что еще двести лет назад этого сделать было почти невозможно без подорожной карты. Этот документ, в котором были указаны конечный пункт поездки и её цель, нужен был любому путешественнику. «Без подорожной же никто не может получить почтовых лошадей», - говорилось в почтовых правилах для проезжающих. Почтовые лошади менялись, между прочим, в соответствии с рангом путешественника: чем выше ранг, тем быстрее обмен и больше лошадей впрягалось в упряжку!

Конечно, стоила подорожная определенных денег, причем не маленьких. Можно ли было ездить без этого документа? Можно, но стоило это в разы дороже! Поэтому на чем и экономили некоторые путешественники, так это на использовании собственных лошадей при поездке: выходило намного дольше, но дешевле. Своего рода прообраз автобусных передвижений между городами – не правда ли?

Как видите, любая поездка в давние времена – это непростое мероприятие, сопряженное со многими трудностями. Согласитесь, что сегодня все стало проще и удобнее. Путешествуйте! Самолетом, поездом, автомобилем, автобусом, паромом, велосипедом, наконец! Это дает заряд позитива на долгие месяцы – я точно знаю!

Комментариев нет:

Отправить комментарий